Ремонт после ДТП. На что хватает ОСАГО?


    Стоимость запасных частей для автомобилей в Едином справочнике по оценке ущерба в ДТП по ОСАГО заметно росла за на протяжении двух последних лет. В очередной раз стоимость оказалась увеличенной в марте 2021 года.

    Запчасти

    Cтраховые компании во избежание повышения стоимости ОСАГО для того, чтобы увеличить лимиты по выплатам, сделали предложение, касающееся использования более доступных неоригинальных, в то же время качественных запасных частей. Такая идея оказалась поддержанной и автодилерами. В то же время Центральный банк оказался против. Также против этой идеи настроены и автопроизводители.

    Почему полиса ОСАГО в скором времени может просто не хватить на то, чтобы выполнить ремонт?

    С 15 марта 2021 года ремонт автомобилей, которые попали в дорожно-транспортное происшествие, по ОСАГО стал обходиться ещё дороже. Такие изменения оказались связанными с тем, что произошёл существенный рост стоимости автозапчастей. Всё это произошло на фоне падения курса рубля. Кроме того, произошла остановка производства во многих странах мира в связи с ситуацией, сложившейся из-за пандемии. Разница оказалась учтённой в актуализированном справочнике средней стоимости запасных частей. О произошедшем пересчёте стоимости было сообщено в пресс-службе РСА.

    Стоимость ремонта увеличивается

    Новая версия справочника по оценке ущерба в ДТП сохранила тенденцию к росту выплат, которая оказалась намеченной ещё в 2020 году. Такой рост в среднем составляет 16% по сравнению с теми выплатами, которые осуществлялись в 2019 году. Президент РСА Игорь Юргенс объяснил, что актуализация справочников в 2020 году производилась в условиях нестабильного рынка запчастей, что было вызвано принятыми ограничительными мерами из-за ситуации с пандемией. В результате действовавшие во второй половине 2020 года справочники показали рост выплат по обязательному страхованию до 23% в сравнении с предшествующим 2019 годом.

    Ремонт транспортного средства
    Ремонт автомобиля

    Новая версия справочника, которая была введена с 15 марта 2021 года, также сохраняет наметившуюся тенденцию к росту выплат в среднем на 16% по сравнению с выплатами 2019 года. Вызовом для рынка становится существенный рост средней стоимости запасных частей, который последовал по итогам 2020 года. При этом страховые компании пока справляются с тем, чтобы держать среднюю цену на ОСАГО на уровне 2019 года.

    РСА планирует провести актуализацию справочников также в июне и декабре. Очередная актуализация будет осуществлена в период до июня 2021 года.

    Неоригинальные запасные части

    Страховые компании делали попытки, направленные на то, чтобы пролоббировать в ЦБ РФ возможность использования для ремонта недорогих неоригинальных запчастей. Однако, страховщикам сделать это не удалось.

    Против использования в ремонте авто неоригинальных запчастей выступают и автопроизводители. Если выполнить ремонт автомобиля на гарантии с помощью запасных частей, которые не представлены в списке рекомендованных, то машина, вероятнее всего, лишится своей гарантии.

    В свою очередь Центральный банк разрешил страховым компаниям использовать цены Интернет-магазинов, которые как правило, оказываются ниже.

    Интернет-магазин для совершения покупок
    Интернет-магазин

    Вопрос, связанный с подорожанием официальных запчастей, а также нехваткой выплат ОСАГО для ремонта у официальных дилеров могла бы решить возможность использовать более дешёвые неоригинальные запасные части, так как они также изготавливаются компаниями, имеющими мировую известность. Такое мнение высказал глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Зубарев. Он же считает, что в настоящее время многим автовладельцам не по карману официальный ремонт у дилеров после аварии по полису ОСАГО, так как определяемого размера выплат для таких работ оказывается недостаточно. Как результат — автовладельцы пользуются услугами ремонтных станций.

    После аварии страховые компании определяют размер ущерба с учётом износа. Обязанностью официальных дилеров по требованию автопроизводителей выступает использование для ремонта только новых оригинальных запчастей. В итоге получается, что осуществить ремонт у дилера таким образом, чтобы все расходы оказались покрытыми полисом ОСАГО, не представляется возможным.

    Средняя стоимость автозапчастей

    Существует и ещё одна проблема, которая оказывается связанной с определением справедливой цены на запчасти в справочнике, считает глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Так, в Российском союзе автостраховщиков выполняют замеры по рынку, на основании чего определяется средняя стоимость. Однако, в такие списки попадают почти все запчасти, информация по которым находится в открытом доступе. В свою очередь многие запасные части не всегда оказываются качественными. В то же время от официальных производителей порой информация о ценах вовсе не поступает. В связи с этим наиболее дорогие запасные части могут в таком замере вовсе оказаться не учтёнными.

    Всё это приводит к тому, что размер компенсации, который определяется страховщиками, может не покрывать даже закупочную стоимость. В итоге с полученными от страховой компании деньгами автомобилисты направляются не к официальным дилерам, а в различного рода мастерские. При этом дилеры не получают возможной части доходов. Автомобилисты в свою очередь остаются без максимально качественного ремонта.

    В настоящее время размер выплат по ОСАГО в связи с ростом цен на запасные части оказался увеличенным, однако не достаточным для того, чтобы покрыть все разницы. Cтраховые компании указывают на то, что если они повысят выплаты по полису, то понадобится повышать и цену на сам полис ОСАГО.

    Выплата по полису ОСАГО
    Выплата по ОСАГО

    Глава ассоциации РОАД также считает, что самим автопроизводителям следует идти навстречу. Такие шаги должны касаться расширения перечня тех запасных частей, которые могут быть использованы при осуществлении ремонта официальными дилерами. Есть запчасти неоригинальные, но качественные, а следовательно и более дешёвые. Использование таких запчастей могло бы помочь уложиться в тарифы.

    Как подорожали запасные части у дилеров?

    Стоимость запасных частей действительно растёт. Цены оказались повышенными всеми автопроизводителями и поставщиками запчастей, большинство из которых оказывается произведённым за пределами России, а значит привязано к курсу валюты. За прошедший год подорожание составило в районе 7-15% в зависимости от марки автомобиля.

    В целом стоимость запчастей оказывается зависимой от ряда факторов, среди которых курс валют и инфляция. При этом цены на некоторые детали могут даже снизиться. Если говорить о доступности запчастей, то она зависит от поставок, которые в последнее время практически полностью восстановились.

    Как всё это отразится на автомобилистах?

    Какие-либо существенные изменения в цене ОСАГО либо процессе ремонта авто не ожидаются. Для регулирования своих рисков страховщики используют тарифный коридор. Повышение стоимости полисов с целью увеличения лимита по выплатам не ожидается. Стоимость запасных частей по справочникам оказывается в некоторой степени условностью.