Введение новых правил ТО оказалось под вопросом


    С 1 марта 2021 года в силу должны выступить новые правила технического обслуживания. Однако, их введение оказалось под угрозой. Такая ситуация возникла из-за неготовности пунктов ТО к предстоящему наплыву автомобилистов.

    Техосмотр

    Невозможность пройти техосмотр станет причиной того, что водители начнут массово отказываться от оформления ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности. В результате остро встал вопрос о переносе запланированной реформы. Страховые компании в свою очередь выступили с предложением о том, чтобы отвязать диагностическую карту от технического осмотра.

    Новые правила предусматривают прохождение ТО в сервисных пунктах, которые имеют специальную аккредитацию РСА. В ходе прохождения техосмотра ТС должно быть сфотографировано, а на снимке указаны координаты технического центра. Вся информация, касающаяся технического состояния авто, а также сведения о техосмотре должны быть занесены в диагностическую карту, имеющую электронный вид. Сведения в обязательном порядке должны быть закреплены электронной подписью специалиста, осуществлявшего процедуру проверки ТС. Доступ к базе данных получают страховые компании, оформляющие ОСАГО, а также МВД.

    За месяц до введения новых правил появилась информация, что МВД и Минтранс выступили с предложением о пересмотре требований, предъявляемых к фотосъёмке автомобиля, которая осуществляется при проведении ТО. С чем это связано? Во время прохождения технического осмотра транспортное средство на пункте ТО должно быть сфотографировано два раза: при въезде и выезде. На таких фото ТС должны быть с хорошо различимыми номерными знаками. Здесь же указываются координаты. Однако при выполнении проверки работы системы ЕАИСТО было выявлено, что из-за плотной застройки вокруг пунктов техосмотра происходит экранирование спутникового сигнала, что может привести к смещению координат.

    Фотографирование транспортного средства
    Фотографирование автомобиля

    Это стало причиной того, что возникла необходимость добавить в процедуру осуществления ТО требований, которые касаются сопровождения фотоснимков транспортного средства показаниями системы ГЛОНАСС. Это в свою очередь оказывает влияние на предъявляемые требования к производственно-технической базе пунктов ТО, то есть возникает необходимость переоборудовать помещения, где будет осуществляться осмотр автомобилей. Однако, провести такое переоборудование в течение месяца оказывается невозможным. В результате возникает необходимость переноса сроков вступления в действие новых правил.

    Сложившаяся ситуация привела к тому, что новые правила окажутся перенесёнными на полгода. Они вступят в действие с 1 сентября 2021 года.

    Перенос начала действия новых правил
    Перенос новых правил

    Страховые компании предвидят ситуации, когда водители не смогут пройти техосмотр, так как аккредитованных операторов окажется недостаточно. В связи с этим страховщиками была поддержана инициатива, которая оказалась направленной на то, чтобы полностью отвязать диагностические карты от ОСАГО.

    РСА было проведено анкетирование, которое показало, что в России имеется 5300 аккредитованных пунктов ТО, половина из которых не ответила на вопрос о готовности к приёму водителей с 1 марта. Обращения такого же характера были направлены региональным властям, которые не ответили на вопросы о готовности станций ТО.

    Новые правила предусматривают необходимость наличия на пунктах техосмотра достаточно большего количества оборудования, чем имеется сейчас. Это в свою очередь требует внушительных сумм. В результате возникает ситуация, при которой люди, живущие в регионах, не имеют возможности пройти техосмотр. При этом появление достаточного числа нужных пунктов не предвидится. Такая ситуация приводит к тому, что страховщики призывают к отвязке обязательного страхования от диагностической карты.

    Однако, предложение о том, чтобы отвязать ОСАГО от ТО, имеет сложности в реализации. Согласно действующему законодательству, чтобы приобрести ОСАГО, следует сначала в обязательном порядке получить диагностическую карту. Для изменения законодательства понадобится много времени, в связи с чем до 1 марта переписать нормативную базу является невозможным.

    Страховой полис ОСАГО
    ОСАГО

    Перенос сроков введения новых правил оказывается оптимальным выходом из ситуации. Если переноса не произойдёт, вероятнее всего настанет коллапс. В то же время всё более очевидным становится то, что на протяжении полугода бизнес не окажется в состоянии открыть необходимое число пунктов техосмотра, так как на это необходимо и значительное время, и большие деньги.

    Возможными являются три выхода из сложившейся ситуации. Первый — полный переход ТО к ГИБДД. Второй предусматривает появления для бизнеса стимулов к осуществлению такой деятельности. Такими стимулами могут стать резкий рост тарифов и государственные субсидии на открытие оборудованных всем необходимым пунктов ТО. Третий вариант — полная отмена технического осмотра. Однако, реализация последнего стремится к нулю. Вероятным является вариант, при котором введение новых правил окажется несколько раз отложенным, после чего его вовсе отменят.